Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 08:14

213 кабинет

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Компетентностный подход в преподавании элективных курсов

Компетентностный подход в преподавании элективных курсов, или

О некоторых результатах эксперимента по внедрению

элективного курса

«Избирательное право. Избирательный процесс»



 

Понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю как», чем к полю «знаю что»…

                                        В. Хутмахер

Из доклада на симпозиуме в Берне

 по программе Совета Европы о реформах образования (1996)

 

       На протяжении истории государства Российского попытки граждан принять участие в управлении государством заканчивались либо с усилением абсолютизма, либо диктатуры. В Конституции СССР  1977 года гарантия избирательных прав граждан существовала, но на практике этот процесс сводился к условности, что окончательно воспитывало политическую пассивность избирателей.

      В современных условиях развития политического процесса, важнейшую роль играет активность граждан. Согласно Конституции РФ 1993 граждане обладают активным и пассивным избирательным правом. Рассуждая о важности правильного пользования данным правом, стоит обратить внимание на тот аспект, что именно от активности и образованности граждан будет зависеть качество власти, представительность и защита интересов различных слоев общества. Опыт проведения выборов в аспекте нескольких последних десятков лет позволяет сделать вывод о том, что граждане стали более внимательны и вдумчивы при реализации пассивного избирательного права.  В свою очередь те, кто пользуются активным избирательным правом  все чаще прибегают к законодательству, меняют отношение к процессу агитации, привлечения избирателей. Все эти факты говорят о важности и востребованности знаний и умений процесса реализации избирательных прав.

    Одним из приоритетов современной системы общего образования является готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, что невозможно, в том числе и без знаний и умений по политологии, праву. Аспекты избирательного права рассматриваются в школьном курсе. В  базисном учебном плане для обучающихся профильного гуманитарного класса есть предмет «Право». В рамках этого предмета преподается общий взгляд на избирательное право в системе прав граждан. С аспектами избирательного права можно познакомиться,  изучая предмет «Введение в политологию». Здесь у обучающихся возникает  возможность познакомиться с принципами избирательного права, с типами избирательных систем, понятием  политического маркетинга.  

     Все это формирует знания. Однако знать свои права это не значит уметь ими воспользоваться в полной мере. Ведь для того чтобы пользоваться своим правом, необходимо знать, как это делать. Значит необходимо изучать не только аспекты самого права, но и изучить сам процесс, то есть сформировать умения.

       В качестве эпиграфа не случайно выбраны именно слова касающиеся формирования компетенций. Совет Европы выделил две главные компетенции, которыми должен обладать любой человек: умение писать и умение читать. А также еще 7 основных компетенций:

- Умение учиться

- Умение исследовать

- Умение думать

- Умение общения

- Умение кооперации

- Умение доводить дело до конца

- Умение адаптироваться

В связи с этим Совет Европы призывает РАЗВИВАТЬ:

- овладение устной, письменной компетенциями;

- политические и социальные компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

- толерантность (выработка терпимого отношения к друг другу);

- информатизация общества (компетенции связанные с этим явлением);

- способность учиться на протяжении всей жизни.

Давайте заглянем в Стандарт образования. Именно этими компетенциями должен овладеть выпускник школы.

     

Многие педагоги согласятся, что для организации занятий элективного курса порой не хватает полного УМК: это делает занятия сложными в плане организации, разнообразия форм и методов, порой переносят часть работы за рамки занятия, то есть подразумевают домашнюю работу обучающихся. В условиях сельской школы работа еще  более осложняется, так как не всегда библиотека может обеспечить ученика нужными материалами и источниками. Поэтому при разработке элективного курса «Избирательное право. Избирательный процесс» авторы постарались создать полный УМК, соответствующий требованиям современной школы.
 

   Учебно-методический комплект, подготовленный авторами элективного курса, содержит учебное пособие для обучающихся, в котором размещаются все необходимые для усвоения знаний материалы. Учебник позволяет в контексте занятия постоянно использовать различные элементы отработки тех или иных умений: работа с текстом учебника («Прочитав документ  – выделите главную мысль…», «Прочитав пункт параграфа, составьте схему, систематизируйте материал при помощи таблицы…»).


Однако чтобы полнее и четче отрабатывать усвоение материала учителю необходимо привлекать для работы на занятии тексты Конституции РФ, статьи Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», а также статьи Кодекса об административных правонарушениях и местное законодательство. Это формирует умение работы с текстом законодательства. Опыт показывает, что чтение закона вызывает особую трудность учеников. Подводя итоги первого года эксперимента, педагоги указывают на недостаток в составе УМК сборника документов. В условиях непрерывного изменения законодательства издание такого сборника займет немало времени и средств, и сделает регулярное его обновление еще более дорогостоящим. В настоящее время реализуется приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого все школы подключаются к сети Интернет. Надежная правовая поддержка может быть обеспечена программой информационной поддержки российской науки и образования «Консультант Плюс».
Мои ученики пользуются диском «Избирательное право» специально созданным данной правовой системой и любезно предоставленной им при посещении правового отдела областной библиотеки имени Югова. В условиях сельской школы учитель, пользуясь данной правовой системой, может подобрать нужные статьи из документов и подготовить их в качестве раздаточного материала для работы на занятии.


Работе с текстами учебного пособия и законодательства отводится довольно значимое место при планировании и организации занятий курса. Ведь изучение избирательного процесса гораздо активнее проходит в процессе решения познавательных задач и заданий. Учебно-методический комплект включает в себя сборник заданий и задач. Сборник составлен таким образом, что каждая изучаемая тема имеет подобранные задания, позволяющие проверить степень усвоения знаний и отрабатывать умения воспользоваться полученными знаниями. Задания помогают учащимся воссоздать ситуацию в образах и оперировать ими. Идет отработка умений: выделение главного, анализ, синтез и др.  

         Выполнение многих познавательных задач невозможно без привлечения дополнительной литературы.  Для более успешного продвижения моих учеников, мною разработана памятка  «Алгоритм решения проблемной задачи». Это позволяет решать задачу успешно не только в рамках занятия элективного курса, но и отработать навык для подготовки к ЕГЭ. Однако сборник рассчитан, прежде всего, на учителя, так как содержит комментарии к задачам и ответы.  Чтобы воспользоваться заданиями на занятии, учителю необходимо размножить их для раздачи ученикам. Это не совсем удобно, поэтому было бы неплохо дополнить УМК изданием варианта сборника для обучающихся.

   Очень важно, что учебно-методический комплект содержит не только  программу элективного курса, а также методические рекомендации для учителя. Вариативность программы и организации занятий курса позволяют учителю, ознакомившись с предложенными формами и методами организации занятий, создать свой вариант работы с обучающимися. Программа курсов повышения квалификации готовит педагога к преподаванию курса, позволяет на практике отработать своеобразие форм и методов организации занятий, предлагаемых авторами.

      Использование различных форм организации работы обучающихся, позволяет стимулировать  формирование познавательной и коммуникативной компетенции, привлекает внимание, поддерживает интерес к курсу,  а также служит хорошей базой для отработки умений и навыков в различных ситуациях.

     Использование на занятиях работы в группах - одна из основных форм организации работы в классе. Предлагается несколько типов организации работы в группе. 1-й тип групповой работы – работа в малых группах. Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свое задание, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом.

2-й тип работы в группе – обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению. Работая парами, ребята составляют план параграфа, заносят материал в сравнительную таблицу, работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл при ответах на проблемные вопросы к тексту. Активной формой отработки умений и навыков является лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебному пособию или первоисточникам.

4-й тип работы в группе «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение всего материала.

    На занятиях используются различные формы групповой работы по нарастающей сложности: при погружении в новый материал 2-й тип, для отработки основных понятий, выделении главных аспектов темы 1-й тип, для применения полученных знаний в различных ситуациях лабораторные занятия, для проверки полученных знаний 4-й тип.

Загрузить полную версию
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz