Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 08:47

213 кабинет

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Компетентностный подход в преподавании обществознания


МОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 22»

 

Гончар Эльвира Витальевна,

 учитель истории и обществознания

 

Компетентностный подход в обучении на уроках истории и обществознания

Опыт работы по формированию

общеучебных умений и навыков

 

«Мы одержимы страстью учить тому, чему наши ученики гораздо лучше научились бы сами, и забываем о том, в чем мы одни могли бы их наставить»
Ж.Ж.Руссо

 

    Каждый учитель мечтает о том, чтобы любили именно его предмет, чтобы он был самым востребованным и самым интересным. Приступая к работе, я мыслила именно так. Однако, со временем поняла, что как ни старайся, если сам ученик не видит надобности запоминать данные истины, если он не видит применения им в жизни, пользы увы, не будет. Возможно, он вспомнит что-либо, возможно, когда-то чем-то воспользуется.    Именно поэтому, целью моей работы стало в первую очередь, не передача истины, она не зависит от субъекта, а попытка заинтересовать фактом, показать связь истины с жизнью.

Для этого необходимо было изменить саму методику преподавания. В этом аспекте  интерес вызвала методика личностно-ориентированного обучения, автором которой является И.С. Якиманская

Понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю как», чем к полю «знаю что»…

                                        В. Хутмахер

Из доклада на симпозиуме в Берне

 по программе Совета Европы о реформах образования (1996)

Совет Европы выделил две главные компетенции, которыми должен обладать любой человек: умение писать и умение читать. А также еще 7 основных компетенций:

- Умение учиться

- Умение исследовать

- Умение думать

- Умение общения

- Умение кооперации

- Умение доводить дело до конца

- Умение адаптироваться

В связи с этим Совет Европы призывает РАЗВИВАТЬ:

- овладение устной, письменной компетенциями;

- политические и социальные компетенции связанные с жизнью в многокультурном обществе;

Давайте заглянем в Стандарт образования. Именно этими компетенциями должен овладеть выпускник школы.

     Работа по методике формирования общеучебных умений и навыков была начата в 1995-1996 учебном году, когда  был начат пропедевтический курс по истории в 3 классе.  Опыт работы  по формированию общеучебных умений и навыков обобщен и описан в брошюре «Ученик - умеющий: от цели к результату» (см. брошюру в Приложении) изданной в ИПКиПРО Курганской области в ноябре 2004 года.

     Основной признак владения тем или иным умением – это способность ученика применять как материализованные, так и умственные действия, составляющие прием, в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач. В современных условиях, чтобы осуществить решение данной проблемы, учителю необходимо построить свою деятельность (и деятельность обучающихся) технологично. 

     При всем многообразии форм и методов организации работы на уроке и выполнения домашнего задания  учитывается, что все они направлены, прежде всего, на формирование умений учащихся.

     Методика формирования умений при обучении включает в себя четыре этапа.

 

 


ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ПО ФОРМУЛЕ:

 «УЗНАЛ – ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ – ОСМЫСЛИЛ»

 

 

1 этап  усвоение

конкретного

приема, узнав о

последовательнос

ти действий,

составляющих

этот прием,

ученики начинают

работу по образцу

под руководством

учителя.

В контексте урока постоянно присутствуют различные элементы отработки тех или иных умений: работа с текстом учебника («Прочитав документ  – выделите главную мысль…», «Прочитав пункт параграфа, составьте схему, систематизируйте материал при помощи таблицы…»); алгоритм решения проблемной задачи и совместные пути ее решения.

Постепенно самостоятельность увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях при работе на уроке, дома.

 

 

 «УЗНАЛ – ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ – ОСМЫСЛИЛ»

 

 

 

 

 

 

 

2 этап  знакомый

прием ученики

начинают

применять в

новых условиях,

выполняя

упражнения,

решая задачи.

 

Работе с книгой, как дома, так и на уроке отводится довольно значимое место. Ведь выполнение многих познавательных задач невозможно без привлечения дополнительной литературы.  Обобщая и подводя итог своей работе по данному направлению, предлагается вариант этапов работы по формированию умения учащихся работать с текстом из опыта работы учителя Гончар Э.В.  (Приложение 1.) При работе с обучающимися на уроке и дома используется Система познавательных задач и заданий.  Образные задания помогают учащимся воссоздать прошлое в образах и оперировать ими. Идет отработка умений: выделение главного, анализ, синтез и др..

Для более успешного продвижения моих учеников, разработаны памятки «Как написать сочинение-путешествие», «Алгоритм решения проблемной задачи», «Алгоритм написания эссе по обществознанию» и др... Это позволяет решать задачу успешно не только в классе, но и дома.

 

 

 

 

 «ЧИТАЙ – ДУМАЙ – РАБОТАЙ!»

 

 

3 этап  в

результате

многократного

повторения они усваивают все действия, составляющие прием

Использование на уроках работы в группах - одна из основных форм организации работы в классе. 1-й тип групповой работы – работа в малых группах. Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить сове задание, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом.

2-й тип работы в группе – обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению. Чтение вслух всем классом по одному - двум предложениям по цепочке. Чтение вслух развивает коммуникативные навыки, подтягивает «слабых» - нужно следить за текстом, прочесть его без ошибок. Работая парами, ребята составляют план параграфа, заносят материал в сравнительную таблицу, работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. Активной формой отработки умений и навыков является лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.

4-й тип работы в группе «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение всего материала.

В работе на уроке используются различные формы групповой работы по нарастающей сложности: при погружении в новый материал 2-й тип, для отработки основных понятий, выделении главных аспектов темы 1-й тип, для применения полученных знаний в различных ситуация лабораторные занятия, для проверки полученных знаний 4-й тип.

Использование

различных форм организации работы обучающихся на уроке, позволяет стимулировать  формирование познавательной и коммуникативной компетенции, а также служит отработкой умений и навыков  у обучающихся в различных ситуациях.

 

 

.

 «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»

 

4 этап обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия

     Умения нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность ученика самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.

Удачной формой отработки полученных умений и навыков, а также активизации знаний является урок в форме «мастерской», на котором обучающиеся развивают ассоциативное мышление, умение выделять главное, применять на практике полученные знания и умения.

     Одной из наиболее активных форм обучения является учебный проект. Использование проектной деятельности при обучении на уроках  позволяют развивать творческие способности обучающихся,  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Подготовка и реализация учебного проекта позволяет обучающимся полнее отрабатывать умения, сформированные на уроках: осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; подготавливать устное выступление,  презентацию своей творческой работы.   Активно используется проектная деятельность и на элективных курсах. Ролевые, информационные, практико-ориентированные проекты неотъемлемая часть занятий элективных курсов помогающая совершенствовать умения и навыки и накапливать положительный социальный опыт учащихся. Презентация методической разработки проекта «Взгляд из кресла мэра» (элективный курс «Политология») представлена в образовательном портале школы.

     Еще одной формой проведения учебных занятий, которая формирует умения обучающихся, инициирует их творческую активность, является уроки в форме интерактивной игры. Применение знания в процессе решения познавательных задач – основное умение, которое отрабатывается при использовании данной формы организации учебной деятельности обучающихся.

 

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz