Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Компетентностный подход в преподавании обществознания
МОУ города Кургана «Средняя
общеобразовательная школа № 22»
Гончар Эльвира Витальевна,
учитель истории и обществознания
Компетентностный
подход в обучении на уроках истории и обществознания
Опыт работы по формированию
общеучебных умений и
навыков
«Мы одержимы
страстью учить тому, чему наши ученики гораздо лучше научились бы сами, и
забываем о том, в чем мы одни могли бы их наставить»
Ж.Ж.Руссо
Каждый учитель мечтает о том,
чтобы любили именно его предмет, чтобы он был самым востребованным и самым
интересным. Приступая к работе, я мыслила именно так. Однако, со временем
поняла, что как ни старайся, если сам ученик не видит надобности запоминать
данные истины, если он не видит применения им в жизни, пользы увы, не будет.
Возможно, он вспомнит что-либо, возможно, когда-то чем-то воспользуется. Именно поэтому, целью моей работы стало в
первую очередь, не передача истины, она не зависит от субъекта, а попытка
заинтересовать фактом, показать связь истины с жизнью.
Для этого необходимо было изменить саму методику преподавания. В этом
аспекте интерес вызвала методика
личностно-ориентированного обучения, автором которой является И.С. Якиманская
Понятие
«компетенция» ближе к понятийному полю «знаю как», чем к полю «знаю что»…
В.
Хутмахер
Из доклада на
симпозиуме в Берне
по программе Совета Европы о реформах
образования (1996)
Совет Европы выделил две главные компетенции, которыми должен обладать
любой человек: умение писать и умение читать. А также еще 7 основных
компетенций:
- Умение учиться
- Умение исследовать
- Умение думать
- Умение общения
- Умение кооперации
- Умение доводить дело до конца
- Умение адаптироваться
В связи с этим Совет Европы призывает
РАЗВИВАТЬ:
- овладение устной, письменной
компетенциями;
- политические и социальные
компетенции связанные с жизнью в многокультурном обществе;
Давайте
заглянем в Стандарт образования. Именно этими компетенциями должен овладеть
выпускник школы.
Работа по методике формирования
общеучебных умений и навыков была начата в 1995-1996 учебном году, когда был начат пропедевтический курс по истории в 3
классе. Опыт работы по формированию общеучебных умений и навыков
обобщен и описан в брошюре «Ученик - умеющий: от цели к результату» (см.
брошюру в Приложении) изданной в ИПКиПРО Курганской области в ноябре 2004 года.
Основной признак владения тем или иным
умением – это способность ученика применять как материализованные, так и
умственные действия, составляющие прием, в новой учебной ситуации на новом
материале и во время решения незнакомых познавательных задач. В современных
условиях, чтобы осуществить решение данной проблемы, учителю необходимо
построить свою деятельность (и деятельность обучающихся) технологично.
При всем многообразии форм и методов
организации работы на уроке и выполнения домашнего задания учитывается, что все они направлены, прежде
всего, на формирование умений учащихся.
Методика формирования умений при обучении
включает в себя четыре этапа.
ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ПО
ФОРМУЛЕ:
«УЗНАЛ – ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ – ОСМЫСЛИЛ»
|
1 этап усвоение
конкретного
приема, узнав о
последовательнос
ти действий,
составляющих
этот прием,
ученики начинают
работу по образцу
под руководством
учителя.
|
В контексте урока постоянно
присутствуют различные элементы отработки тех или иных умений: работа с
текстом учебника («Прочитав документ –
выделите главную мысль…», «Прочитав пункт параграфа, составьте схему,
систематизируйте материал при помощи таблицы…»); алгоритм решения проблемной
задачи и совместные пути ее решения.
Постепенно самостоятельность
увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях при работе на
уроке, дома.
|
«УЗНАЛ – ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ – ОСМЫСЛИЛ»
|
2 этап знакомый
прием ученики
начинают
применять в
новых условиях,
выполняя
упражнения,
решая задачи.
|
Работе с книгой, как дома, так
и на уроке отводится довольно значимое место. Ведь выполнение многих
познавательных задач невозможно без привлечения дополнительной
литературы. Обобщая и подводя итог
своей работе по данному направлению, предлагается вариант этапов работы по
формированию умения учащихся работать с текстом из опыта работы учителя
Гончар Э.В. (Приложение 1.) При работе
с обучающимися на уроке и дома используется Система познавательных задач и заданий. Образные задания помогают учащимся
воссоздать прошлое в образах и оперировать ими. Идет отработка умений:
выделение главного, анализ, синтез и др..
Для более успешного продвижения
моих учеников, разработаны памятки «Как написать сочинение-путешествие»,
«Алгоритм решения проблемной задачи», «Алгоритм написания эссе по
обществознанию» и др... Это позволяет решать задачу успешно не только в
классе, но и дома.
|
«ЧИТАЙ – ДУМАЙ – РАБОТАЙ!»
|
3 этап в
результате
многократного
повторения они усваивают все действия, составляющие
прием
|
Использование на уроках работы в группах - одна из
основных форм организации работы в классе.
1-й тип групповой работы – работа в малых группах. Выполнение любого
задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Таким
образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить сове
задание, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым
результатом.
2-й тип работы в группе – обучение в сотрудничестве чтению и
творческому сочинению. Чтение вслух всем классом по одному - двум
предложениям по цепочке. Чтение вслух развивает коммуникативные навыки,
подтягивает «слабых» - нужно следить за текстом, прочесть его без ошибок.
Работая парами, ребята составляют план параграфа, заносят материал в
сравнительную таблицу, работают совместно, стараясь определить главную идею
текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к
тексту. Активной формой отработки умений и навыков является лабораторное занятие – форма учебного
занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового
материала по учебнику или первоисточникам.
4-й тип работы в группе «Учимся вместе». Класс разбивается на
разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа
получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над
которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в
целом достигается усвоение всего материала.
В работе на уроке используются
различные формы групповой работы по нарастающей сложности: при погружении в
новый материал 2-й тип, для отработки основных понятий, выделении главных
аспектов темы 1-й тип, для применения полученных знаний в различных ситуация
лабораторные занятия, для проверки полученных знаний 4-й тип.
Использование
различных форм организации
работы обучающихся на уроке, позволяет стимулировать формирование познавательной и
коммуникативной компетенции, а также служит отработкой умений и навыков у обучающихся в различных ситуациях.
|
.
«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»
|
4 этап обучающиеся могут самостоятельно переносить
усвоенные действия на новый материал и в иные условия
|
Умения нельзя свести только к знанию
способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности
ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи,
находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это
означает способность ученика самостоятельно выполнять известный тип задания в
новых условиях, на новом учебном материале.
Удачной формой отработки
полученных умений и навыков, а также активизации знаний является урок в форме
«мастерской», на котором
обучающиеся развивают ассоциативное мышление, умение выделять главное,
применять на практике полученные знания и умения.
Одной из наиболее активных форм обучения
является учебный проект.
Использование проектной деятельности при обучении на уроках позволяют развивать творческие способности
обучающихся, раскрывать на примерах
изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук. Подготовка и реализация учебного проекта позволяет
обучающимся полнее отрабатывать умения, сформированные на уроках:
осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
подготавливать устное
выступление, презентацию своей
творческой работы. Активно
используется проектная деятельность и на элективных курсах. Ролевые,
информационные, практико-ориентированные проекты неотъемлемая часть занятий
элективных курсов помогающая совершенствовать умения и навыки и накапливать
положительный социальный опыт учащихся. Презентация методической разработки
проекта «Взгляд из кресла мэра» (элективный курс «Политология») представлена
в образовательном портале школы.
Еще одной формой проведения учебных
занятий, которая формирует умения обучающихся, инициирует их творческую
активность, является уроки в форме интерактивной
игры. Применение знания в
процессе решения познавательных задач – основное умение, которое
отрабатывается при использовании данной формы организации учебной
деятельности обучающихся.
|
|
|